ОБЩИЙ ОЧЕРК ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ И РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Белорусы - восточнославянский народ, родственный русскому народу по происхождению, очень близкий по культуре и самоназванию. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность, в результате последующего распада которой сформировались современные восточнославянские народы - русские, белорусы и украинцы. Периоду существования восточнославянских племен, процессу их объединения в рамках единого государства Киевской Руси посвящены многочисленные труды археологов, историков, лингвистов и этнографов (Ключевский 1993; Шахматов, 1899; Тихомиров, 1954; Третьяков, 1953, 1966, 1970; Черепнин, 1958; Филин, 1962; Токарев, 1953, 1958 и др.). Включение этих работ в создаваемую электронную библиотеку позволит показать историческую этнокультурную и языковую основу формирования белорусского этноса, первоначальную этнокультурную близость предков русских, белорусов и украинцев в рамках восточнославянского ареала.

Следует отметить также существование альтернативных точек зрения относительно ранних этапов этногенеза белорусов и вообще восточнославянских народов. Некоторые исследователи отрицают факт формирования в рамках Киевской Руси единой древнерусской народности и соответственно постулируют формирование белорусского народа непосредственно на основе племенных этносоциальных образований (Костомаров, 1872; отчасти Карский, 1904; Ластовский, 1924 и др.). Археолог В.В. Седов в своих трудах обосновал субстратную теорию формирования основ белорусского этноса, согласно которой на территории современной Белоруссии славяне смешались с племенами балтской языковой группы, родственными литовцам и латышам. Ассимилированные потомки древних балтов привнесли в культуру и язык кривичей, дреговичей и радимичей самобытные черты, которые впоследствии не исчезли полностью в эпоху Киевской Руси и вновь проступили после ее распада. Именно на их основе, согласно этой теории, произошла интеграция потомков указанных племен в единый белорусский этнос (Седов, 1966, 1967, 1982). Одной из задач формируемой библиотеки - представить все точки зрения на дискуссионные проблемы в рамках избранной тематики, в том числе на проблему реконструкции ранних этапов белорусского этногенеза и ранних форм взаимодействия в рамках восточнославянского ареала.

Наступившая после ослабления Киева политическая дезинтеграция не означала наступление полной этнической, культурной разобщенности в рамках восточнославянского ареала. Археологическая наука очень четко фиксирует наличие единства в материальной и духовной культуре восточных славян того времени. Православная церковь играла роль скрепляющей структуры и в условиях государственной децентрализации, по-прежнему держала под своей юрисдикцией большую часть территории восточных славян. В удельный период предпринимались регулярные попытки объединить Русь через политические союзы между княжествами. Например, в XII в. устойчивым был союз владимиро-суздальских и полоцких князей. Миграция населения с юга Руси на север и с запада на восток в этот период еще более усилилась, и население Северо-Восточной Руси многократно выросло (в том числе и за счет выходцев с территории современной Белоруссии). Участие предков современных белорусов в колонизации Северо-Восточной Руси доказывается рядом языковых сходств белорусских и центральных русских говоров (Колосов, 1891 и др.).

В ХIII - ХIV вв. земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского, где они вместе с другими западными землями Древнерусского государства составили около 2/3 территории. Старобелорусский ("руський") язык использовался в государственном делопроизводстве, на нем создавались летописи, хроники, юридические памятники, литературные произведения. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось восточнославянское население Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка (Белоруссия в эпоху феодализма, 1959; Дворниченко, 1993).

В период нахождения белорусских земель в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой (с 1569 г.) не утрачивались связи с другими восточнославянскими землями, и, в частности, с русскими землями, Северо-Восточной, Московской Русью.

В процессе формирования и развития белорусского народа и взаимодействия его с соседями наиболее сложным оказался период ХVII - ХVIII вв. Внутриэтническая консолидация коренного населения Белоруссии была осложнена рядом внешнеполитических и внутриполитических факторов (русско-польские войны, Северная война, военные конфликты между магнатами, межконфессиональная вражда и национальные столкновения). Этот период - начало активной миграции значительной части белорусов в Россию.

В результате трех разделов в конце ХVIII в. Речи Посполитой этническая территория белорусов была присоединена к России, что положило начало новому этапу в развитии белорусского этноса. Отмена ограничений на торговлю, новый статус для городов, которые ранее были во власти магнатов, и другие мероприятия создали благоприятные условия для развития мануфактур и товарно-денежных отношений. Открытие школ на русском языке, создание библиотек содействовало экономическому и культурному сближению белорусов и русских.

Вместо прежней политики полонизации стала проводится политика русификации белорусского населения. Так, в 1839 г. было принято постановление о переходе униатов в православие. Вместо понятия "Белоруссия" было введено название "Северо-Западный край". В результате нового административного деления были созданы белорусские губернии, реформированы административные и судебные учреждения по общероссийскому образцу. Ликвидация таможенных барьеров между Белоруссией и Россией создавала благоприятные условия для развития товарно-денежных отношений, содействовала быстрому включению белорусской экономики во всероссийский рынок. Наиболее сильным влияние русской культуры и социально-экономических структур было северо-восточных частях Белоруссии (Могилевская и Витебская губернии). В ХVIII - ХIХ вв. значительная часть белорусов постоянно жила в некоторых губерниях Европейской России.

Важным фактором внутренней интеграции Белоруссии в конце ХIХ - начале ХХ вв. стало интенсивное строительство железнодорожного транспорта, белорусской части общероссийской железнодорожной системы сообщения. В этот период Белоруссия была покрыта довольно широкой сетью железных дорог, протяженность которых к началу ХХ в. составляла более 2800 верст.

Таким образом, вхождение белорусской этнической территории в состав Российской империи, включение в общероссийский рынок, рост миграций, развитие путей сообщения, рост числа контактов с окружающими регионами и народами России способствовало этнокультурной интеграции белорусов, развитию национального самосознания. Во второй половине ХIХ в. (с 1858 по 1897 г.) численность белорусов на территории Российской империи увеличилась в два раза и достигла 6,5 млн. человек.

После распада в 1917 г. единого Российского государства и образования на территории прежней Российской Империи целого ряда новых государств процессу их интеграции предшествовало поэтапное укрепление связей между Россией и Белоруссией.

Издания:

  1. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический сборник. Вып. 2. СПб., 1854. С. 111-268.
  2. Антонович В.Б. Монография по истории западной и юго-западной Руси. Киев, 1882.
  3. Атлас народонаселения Западно-русского края по исповеданиям. СПб., 1863. изд. 2. 1865.
  4. Верняев И.И. Русские: историко-этнографическая характеристика: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006. 44 с.
  5. Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в ХIХ - начале ХХ в. Труды института этнографии. Т. ХХХI. М., 1956.
  6. Гринблат М.Я. Белорусы: Очерки происхождения и этнической истории. Минск, 1968.
  7. Довнар-Запольский М.В. Исследования и статьи. Т. 1. Этнография и социология, обычное право, статистика, белорусская письменность. Киев, 1909.
  8. Довнар-Запольский М.В. Народное хозяйство Белоруссии 1861-1914 гг. Минск, 1926.
  9. Довнар-Запольский М.В. СССР по районам. Западный район (Белорусская ССР и Западная область РСФСР). М.-Л., 1928.
  10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. 511 с.
  11. Карский Е.Ф. Белорусы. Т. 1-3. Варшава, 1903; М., 1916; Пг., 1921-1922.
  12. Коялович М.О. Лекции по истории западной России. М., 1864.
  13. Крачковский Ю.Ф. Быт западного русского селянина. (Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1873. Кн. 4 [87]) М., 1874.
  14. Народы Европейской части СССР. Т. 1 / Под ред. В.А. Александрова и др.(Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы мира. Этнографические очерки / Под общей редакцией С.П. Толстова). М.: Наука, 1964. 984 с.
  15. Папков А. Братства. Очерк истории западнорусских православных братств. М., 1900.
  16. Севергин В. Записки путешествия по западным провинциям Российского государства. СПб., 1803.
  17. Труды Этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной ИРГО. Т. 1-7. СПб., 1872-1877.
  18. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 1-3.
  19. Курс белоруссоведения. Лекции, читанные в белорусском народном университете в Москве, летом 1918 года. М., 1918-1920.
к началу страницы
Введение
Общие работы
Регионы Белоруссии
Белорусы в России
Белорусы в Москве
Белорусы в Санкт-Петербурге
Белорусы в регионах России
influence.htm
Русские в Белоруссии
Русские старообрядцы в Белоруссии
Русские переселенцы советского времени в Белорусии
Российско-Белорусское пограничье
Исследователи
О проекте
 
 
 
 
 
 


© 2003 -  Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ
© 2004 - Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ
© 2004 - Дизайн Татьяны Шеломовой