ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧЬЯ
Российско-белорусское пограничье в этнокультурном плане представляет собой территорию контактов двух родственных народов и языков — русского и белорусского. Культурные формы этой этноконтактной зоны являются переходными и смешанными. Этнокультурные границы территории размыты, что в значительной степени является следствием сложной политической истории региона, неоднократного изменения государственных и административных границ. В географическом отношении к российско-белорусскому пограничью относится Поозерье (северные районы Витебской области Белоруссии и южные районы Псковской области России), Верхнее Поднепровье (восточные районы Витебской и Могилевской областей Белоруссии и Смоленская область России) и Восточное Полесье (восточные районы Гомельской области Белоруссии и Брянская область России).
В древности территория современного российско-белорусского пограничья входила в состав единого государства — Киевской Руси. В период средневековья территория современного российско-белорусского пограничья входила в состав Полоцкой, Смоленской и Брянской земель (княжеств).
Через Полоцкую землю по Западной Двине проходил важный путь в Западную Европу. В Полоцке, богатом торговом центре существовало городское вече. В летописи упоминаются также «братчины», боровшиеся с князьями. Княжеская власть была относительно слабой. В результате полоцкая земля распалась на ряд уделов во главе с городами: Минск, Витебск, Друцк, Изяславль, Стрежев и др. В начале ХIV в. эти земли (в том числе территории современного российско-белорусского пограничья) вошли в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ).
В 30-х гг. ХII в. в верхнем течении Днепра формируется Смоленское княжество. Смоленск имел важное торговое значение. Через этот город проходили магистральные пути в Западную Европу и Византию. Путь вверх по Днепру завершался в Смоленске, и далее через систему волоков можно было выходит и на Западную Двину, и на Ловать. Со второй половины ХIV в. Смоленское княжество ведет борьбу с Великим княжеством Литовским, долго сохраняя при этом свою самостоятельность. В 1404 г. Смоленская земля вошла в состав ВКЛ. Смоленск и территории бывшего Смоленского княжества окончательно вошли в состав России по Андрусовскому перемирью 1667 г.
Брянское княжество основано в 1246 г. В конце XIII – начале XIV вв. Брянское княжество вело постоянные войны со Смоленском и Литвой. В 1356 г. княжество было завоевано Ольгердом и вошло в состав ВКЛ. В составе ВКЛ Брянская земля управлялась вассальными князьями и наместниками. В 1500 г. Брянск был взят русскими войсками и вошел в состав Московского государства.
На протяжении ХV – ХVII вв. за пограничные территории велась постоянная борьба между ВКЛ (с ХVI в. — Речью Посполитой) и Московским государством. В результате военных действий эти земли неоднократно переходили из одного государства в другое. В ходе многолетней борьбы за пограничные территории происходили масштабные переселения больших групп людей. Так, многие семье мещан и шляхты из белорусских городов и местечек, отошедших в состав России, переселяли в Москву и другие российские земли. И, наоборот, в белорусские приграничные города, переселялись жители из внутренних районов Московского государства. В результате усиливалось смешение населения на этой территории, на изначальную этнокультурную общность наслаивались новые взаимодействия и взаимовлияния двух культур — русской и белорусской.
Нахождение территорий русско-белорусского пограничья в составе Речи Посполитой не означало прекращение разнообразных контактов с Россией. Так, несмотря на наличие государственно-политической границы сохранялись и со временем усиливались торгово-экономические связи пограничных территорий с российскими землями. Так, известный российский историк В.И. Пичета писал о территориях бассейна Двины: «Все Подвинье в ХVIII веке было связано тесными экономическими узами с русской империей, откуда получались сермяжное сукно, готовые сермяки, тулупы овчинные, рукавицы, полотно, мыло, звериные шкурки. Развившаяся торговля по Двине ставила Белоруссию в экономическую зависимость от Москвы». Принадлежность России Ливонии с Ригой были дополнительным важным фактором российской торгово-экономической экспансии в отношении русско-белорусского Поозерья.
В 1772 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северо-восточные белорусские земли и западная часть Смоленщины были окончательно присоединены к России, образовав Псковскую (в южной ее части), Витебскую, Могилевскую, Смоленскую губернии России. В этноконфессиональном отношении присоединенные земли отличались крайней пестротой. Посетив в 1780 г. вошедшие в состав России белорусские приграничные территории, Екатерина II выразила удивление царящему там «Вавилонскому столпотворению» — там «сплошь да рядом обитают православные, католики, униаты, евреи, русские, поляки, чухонцы, немцы, курляндцы» (цит. по: Борисенок Ю.А. Белорусско-русское пограничье в условиях российской империи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 119)
В первое десятилетии после революции 1917 в ходе национально-государственного строительства пограничные территории неоднократно переводились из России в Белоруссию и наоборот. Стабилизация административных границ произошла лишь во второй половине 1920-х годов. Наличие административных границ между РСФСР и БССР в составе СССР не было препятствием к развитию разнообразных гуманитарных и экономических связей.
В 1991 г. в результате распада СССР и образования на его территории самостоятельных государств административная граница между Россией и Белоруссией стала государственной границей. Несмотря на увеличение барьеров (политических, экономических, культурных), в приграничных территориях, как показывают современные исследования, сохраняется взаимное стремление жителей, предприятий и органов местного самоуправления к поддержанию тесных трансграничных связей (Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. М., 2005).
В материальной и духовной культуре жителей российско-белорусского пограничья наблюдается большое сходство. Это, например, отчетливо выражается в традициях питании населения (состав и названия блюд, приемы приготовления), которые носят не этнический, а региональный характер. Сходные черты наблюдаются также в системе расселения, в культуре строительства традиционных жилых и хозяйственных построек, планировке усадебного комплекса. Так, например, тип белорусского жилища и планировки двора распространен также и в южных районах Псковской области. Общим древним типом поселения на территории русско-белорусского пограничья было поселение с гнездовой структурой. Дольше эта гнездовая планировка сохранялась в российских приграничных регионах, а также в Белорусских Поозерье (Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. М., 2005).
В конфессиональном отношении белорусов и русских пограничья объединяет православие. Оно оказало заметное влияние на формирование самосознания и культурных особенностей местного населения. В то же время с периода средневековья здесь больше влияние приобрели и другие христианские и нехристианские вероисповедания и их течения — католичество, униатство, протестантизм, старообрядчество (поповщина и беспоповщина), иудаизм.
Исторически наиболее древняя конфессия на исследуемой территории — православие. Крупнейшие организационные и духовные центры православия располагались в Полоцке (Полоцкая епархия с 992 г.), Смоленск (Смоленская епархия с начала ХII в.), Брянск (центр православия юго-запада Руси во второй половине ХIII – ХIV вв.). До конца ХVI в. на территории ВКЛ православие — «русская вера» — оставалось наиболее влиятельной конфессией. Православная церковь играла важную консолидирующую роль для славянского населения ВКЛ и соседних земель.
Влияние католичество на рассматриваемых территориях значительно усилилось после образования Речи Посполитой (1569 г.). Активными его проводниками были католические ордена иезуитов, доминиканцев, бернардинцев и др. Ордена основывали монастыри — в том числе, и на приграничных территориях. Доля католиков особенно существенно выросла в среде магнатов и шляхты. Влияние католичества сохранялось и после вхождения территории российско-белорусского пограничья в состав Российской Империи.
Межконфессиональные отношения в период ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи демонстрируют примеры как жесткого противостояния, так и относительного мирного, толерантного сосуществования. Так, в частности, Статут Речи Посполитой 1588 г. законодательно закреплял веротерпимость и свободу вероисповедания.
Конфессиональная структура пограничья претерпела существенные изменения после заключения Брестской унии между православной и католической церквями в 1596 г. В соответствии с унией появлялась новая униатская (греко-католическая) церковь. Переход населения в униатство происходил непросто. При поддержке королевской власти Речи Посполитой, магнатов, высшего католического духовенства униатская церковь вела активное наступление на православие. Православные епархии превращались в униатские, православные прихожане обращались в униатство. Так, значительное количество униатов появилось в гг. Смоленске, Себеже, Невеле, Усвятах и др.
В то же время на территориях современного российско-белорусского пограничья проявился особенно сильный протест населения против обращения в униатство. Важную роль в сохранении православия на приграничных территориях сыграли православные братства, представлявшие собой самоуправляющиеся общины при православных церквях и монастырях. Члены братств вели просветительскую работу, организовывали школьное обучение, занимались книгоизданием, проповедовали, опекали бедных и больных.
Униатство, как и католичество, долгое время сохранялось и после присоединения рассматриваемых территории к Российской империи. Со стороны российского правительства продолжалась в какой-то мере поддержка католической и униатской церквей. Так, в 1773 г. Екатерина II учредила римско-католическое епископство с центром в г. Могилеве. Но тем не менее основным направлением конфессиональной политики российского государства было постепенное укрепление позиций православной церкви. Особенно эта политика усилилась после восстания 1830–1831 гг., в котором активное участие приняли, в частности, представители католических орденов. В 1839 г. в Полоцке был подписан Соборный Акт об упразднении унии и «воссоединении церкви униатской с православной». Официально униатская церковь перестала существовать, однако в реальности многие религиозные практики, которые местные жители связывали с «польской верой», продолжали широко бытовать.
Евреи-иудеи расселялись на территории современного российско-белорусского пограничья начиная с ХVI в. Евреи селились преимущественно в городах, пригородах и местечках ВКЛ. Значительный процент еврейского населения (в некоторых — до половины всех горожан) вплоть до середины ХХ в. проживал в таких городах русского приграничья как Себеж, Невель, Велиж, Новозыбков и др. Еврейское население играло важную роль в хозяйственно-экономической и культурной жизни городов приграничья.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на территории современного российско-белорусского пограничья были распространены четыре основные конфессии — православие, католичество, старообрядчество и иудаизм. Большинство жителей было православными. В Витебской губ. их доля составляла 55% (в тот период в состав губернии входили три уезда Латгалии), в Могилевской — 83%, в Смоленской — 97%. Католичество в Витебской губернии исповедовало 24% населения, протестантизм — 3%, старообрядчество — 6%, иудаизм — 12%; в Могилевской губ. — 3% католиков, 12% иудеев; в Смоленской губ. — католиков менее 1%, иудеев также менее 1%.
Издания:
- Архангельский Б.Д.
Южные уезды Псковской губ. и БССР // Советское
строительство. № 10, 1926. С. 200-214.
- Борисенок Ю.А. Белорусско-русское пограничье
в условиях российской империи (вторая половина
XVIII – первая половина XIX вв.) // Вопросы
истории. 2003. № 3. С. 116–122.
- Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование: Монография / Отв. ред. Р.А. Григорьева, М.Ю. Мартынова. М., 2005. 378 с.
- Географическое,
сельскохозяйственное и этнографическое описание
Себежского и Невельского уездов // Памятная
книжка Витебской губернии на 1888 год. Витебск.
1888.
- Добровольский В.Н.
Смоленский этнографический сборник. СПб., 1893;
М., 1894; М., 1903.
- Зорин Н. Вопрос
об этнографическом составе населения Невельского
уезда в связи с диалектичекими особенностями
местного говора, с данными истории местного
края и экономическими центрами его тяготения
// Познай свой край. Вып. III. Псков. 1927.
С. 33-61.
- Лебедева Н.И. Народный
быт в верховьях Десны и верховьях Оки. Ч. 1.
М., 1927.
- Максимов С.В. Белорусская
Смоленщина с соседями // Живописная Россия.
Отечество наше в его земельном, историческом,
племенном, экономическом и бытовом значении
/ Под ред. П.П. Семенова. Т. III. Часть 2. СПб.;
М., 1882.
- Цебриков, М.М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба / М. Цебриков // Смоленская губерния Т. 21. СПб., 1862. 405 с.
Архивные источники:
- Архив
кафедры этнографии и антропологии Санкт-Петербургского
государственного университета. Сводный полевой
отчет об экспедиционных исследованиях 2004 г.
в Себежском районе Псковской области трех полевых
отрядов кафедры этнографии и антропологии СПбГУ
- Псковского отряда (рук. Верняев И.И.), Себежского
I (рук. Семенов И.И.) и Себежского II (рук.
В.К. Антчак) - файл .doc (595kb)
Иллюстрации:
- Вид г. Смоленска с колокольни Петропавловской церкви. Фотограф — Покрышкин. 1909 г. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № 0320 / 297
- Торговые ряды в г. Новозыбкове. Фотограф — В. Пещанский. 1916 г. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № О.403 / 1799
- Город Себеж Псковской обл. Часовня Петра и Павла. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Вид на город с Петровской горы. Видна колокольня Собора Рождества Христова (сам Собор разрушен) и купола храма Святой Троицы. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Православный храм Святой Троицы, бывший католический костел (построен в ХVII в.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Вид с Замковой горы на жилые дома и озеро Себежское. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Дом, сложенный из каменных валунов. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Кирпичный двухэтажный дом, принадлежавший купцу Селюгину (ХIХ в.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Двухэтажный дом. Первый этаж сложен из каменных валунов и кирпича, второй этаж — деревянный. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Дом с фундаментом из каменных валунов. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Себежский краеведческий музей. Ткацкий стан. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Себежский краеведческий музей. Сундук для приданого невесты. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Святой источник и часовня современной постройки при нем (часовня построена на месте старой дореволюционной часовни, разрушенной в советский период). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Жилой дом и усадьба. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Вид города с колокольни Собора Рождества Христова. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Город Себеж Псковской обл. Колокольня Собора Рождества Христова (строительство — 1841–1864 гг.) От архитектурного ансамбля Собора сохранился только трехъярусный объем колокольни под шатровой крышей. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
- Глиняный жбан, оплетенный берестой (школьный музей быта, д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Усадьба в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Двор в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Соха из этнографической экспозиции в краеведческом музее г. Невеля Псковской обл. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Усадьба в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Дом доколхозной постройки, состоящий из двух хат через сени (д. Топоры Невельского р-на Псковской обл.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Достраиваемая церковь на окраине д. Стуколово Голубоозерской вол. Невельского р-на Псковской обл. Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Русская печь в доме 1917 г. постройки (д. Чижевчина Голубоозерской вол. Невельского р-на Псковской обл.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
- Сеянка — корзина для посевного зерна, используемая при ручном севе (из этнографической экспозиции музея совхоза «Пореченский» в д. Борки Борковской вол. Великолукского р-на Псковской обл.). Источник: Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
|