ОБЩИЙ ОЧЕРК ЭТНИЧЕСКОЙ
ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ И РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
СВЯЗЕЙ
Белорусы - восточнославянский народ, родственный
русскому народу по происхождению, очень близкий
по культуре и самоназванию. Согласно наиболее
распространённой концепции происхождения белорусов,
древние племена, обитавшие на этнической территории
белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в
составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими
племенами консолидировались в древнерусскую народность,
в результате последующего распада которой сформировались
современные восточнославянские народы - русские,
белорусы и украинцы. Периоду существования восточнославянских
племен, процессу их объединения в рамках единого
государства Киевской Руси посвящены многочисленные
труды археологов, историков, лингвистов и этнографов
(Ключевский 1993; Шахматов, 1899; Тихомиров, 1954;
Третьяков, 1953, 1966, 1970; Черепнин, 1958; Филин,
1962; Токарев, 1953, 1958 и др.). Включение этих
работ в создаваемую электронную библиотеку позволит
показать историческую этнокультурную и языковую
основу формирования белорусского этноса, первоначальную
этнокультурную близость предков русских, белорусов
и украинцев в рамках восточнославянского ареала.
Следует отметить также существование альтернативных
точек зрения относительно ранних этапов этногенеза
белорусов и вообще восточнославянских народов.
Некоторые исследователи отрицают факт формирования
в рамках Киевской Руси единой древнерусской народности
и соответственно постулируют формирование белорусского
народа непосредственно на основе племенных этносоциальных
образований (Костомаров, 1872; отчасти Карский,
1904; Ластовский, 1924 и др.). Археолог В.В. Седов
в своих трудах обосновал субстратную теорию формирования
основ белорусского этноса, согласно которой на
территории современной Белоруссии славяне смешались
с племенами балтской языковой группы, родственными
литовцам и латышам. Ассимилированные потомки древних
балтов привнесли в культуру и язык кривичей, дреговичей
и радимичей самобытные черты, которые впоследствии
не исчезли полностью в эпоху Киевской Руси и вновь
проступили после ее распада. Именно на их основе,
согласно этой теории, произошла интеграция потомков
указанных племен в единый белорусский этнос (Седов,
1966, 1967, 1982). Одной из задач формируемой
библиотеки - представить все точки зрения на дискуссионные
проблемы в рамках избранной тематики, в том числе
на проблему реконструкции ранних этапов белорусского
этногенеза и ранних форм взаимодействия в рамках
восточнославянского ареала.
Наступившая после ослабления Киева политическая
дезинтеграция не означала наступление полной этнической,
культурной разобщенности в рамках восточнославянского
ареала. Археологическая наука очень четко фиксирует
наличие единства в материальной и духовной культуре
восточных славян того времени. Православная церковь
играла роль скрепляющей структуры и в условиях
государственной децентрализации, по-прежнему держала
под своей юрисдикцией большую часть территории
восточных славян. В удельный период предпринимались
регулярные попытки объединить Русь через политические
союзы между княжествами. Например, в XII в. устойчивым
был союз владимиро-суздальских и полоцких князей.
Миграция населения с юга Руси на север и с запада
на восток в этот период еще более усилилась, и
население Северо-Восточной Руси многократно выросло
(в том числе и за счет выходцев с территории современной
Белоруссии). Участие предков современных белорусов
в колонизации Северо-Восточной Руси доказывается
рядом языковых сходств белорусских и центральных
русских говоров (Колосов, 1891 и др.).
В ХIII - ХIV вв. земли Белоруссии вошли в состав
Великого княжества Литовского, где они вместе
с другими западными землями Древнерусского государства
составили около 2/3 территории. Старобелорусский
("руський") язык использовался в государственном
делопроизводстве, на нем создавались летописи,
хроники, юридические памятники, литературные произведения.
Особые политические и социально-экономические
условия, в которых оказалось восточнославянское
население Великого княжества Литовского, сыграли
определяющую роль в формировании специфических
черт белорусской культуры и языка (Белоруссия
в эпоху феодализма, 1959; Дворниченко, 1993).
В период нахождения белорусских земель в составе
Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой
(с 1569 г.) не утрачивались связи с другими восточнославянскими
землями, и, в частности, с русскими землями, Северо-Восточной,
Московской Русью.
В процессе формирования и развития белорусского
народа и взаимодействия его с соседями наиболее
сложным оказался период ХVII - ХVIII вв. Внутриэтническая
консолидация коренного населения Белоруссии была
осложнена рядом внешнеполитических и внутриполитических
факторов (русско-польские войны, Северная война,
военные конфликты между магнатами, межконфессиональная
вражда и национальные столкновения). Этот период
- начало активной миграции значительной части
белорусов в Россию.
В результате трех разделов в конце ХVIII в. Речи
Посполитой этническая территория белорусов была
присоединена к России, что положило начало новому
этапу в развитии белорусского этноса. Отмена ограничений
на торговлю, новый статус для городов, которые
ранее были во власти магнатов, и другие мероприятия
создали благоприятные условия для развития мануфактур
и товарно-денежных отношений. Открытие школ на
русском языке, создание библиотек содействовало
экономическому и культурному сближению белорусов
и русских.
Вместо прежней политики полонизации стала проводится
политика русификации белорусского населения. Так,
в 1839 г. было принято постановление о переходе
униатов в православие. Вместо понятия "Белоруссия"
было введено название "Северо-Западный край".
В результате нового административного деления
были созданы белорусские губернии, реформированы
административные и судебные учреждения по общероссийскому
образцу. Ликвидация таможенных барьеров между
Белоруссией и Россией создавала благоприятные
условия для развития товарно-денежных отношений,
содействовала быстрому включению белорусской экономики
во всероссийский рынок. Наиболее сильным влияние
русской культуры и социально-экономических структур
было северо-восточных частях Белоруссии (Могилевская
и Витебская губернии). В ХVIII - ХIХ вв. значительная
часть белорусов постоянно жила в некоторых губерниях
Европейской России.
Важным фактором внутренней интеграции Белоруссии
в конце ХIХ - начале ХХ вв. стало интенсивное
строительство железнодорожного транспорта, белорусской
части общероссийской железнодорожной системы сообщения.
В этот период Белоруссия была покрыта довольно
широкой сетью железных дорог, протяженность которых
к началу ХХ в. составляла более 2800 верст.
Таким образом, вхождение белорусской этнической
территории в состав Российской империи, включение
в общероссийский рынок, рост миграций, развитие
путей сообщения, рост числа контактов с окружающими
регионами и народами России способствовало этнокультурной
интеграции белорусов, развитию национального самосознания.
Во второй половине ХIХ в. (с 1858 по 1897 г.)
численность белорусов на территории Российской
империи увеличилась в два раза и достигла 6,5
млн. человек.
После распада в 1917 г. единого Российского государства
и образования на территории прежней Российской
Империи целого ряда новых государств процессу
их интеграции предшествовало поэтапное укрепление
связей между Россией и Белоруссией.
Издания:
- Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический
сборник. Вып. 2. СПб., 1854. С. 111-268.
- Антонович В.Б. Монография по истории западной
и юго-западной Руси. Киев, 1882.
- Атлас народонаселения Западно-русского края
по исповеданиям. СПб., 1863. изд. 2. 1865.
- Верняев И.И. Русские: историко-этнографическая характеристика: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006. 44 с.
- Восточнославянский этнографический сборник.
Очерки народной материальной культуры русских,
украинцев и белорусов в ХIХ - начале ХХ в. Труды
института этнографии. Т. ХХХI. М., 1956.
- Гринблат М.Я. Белорусы: Очерки происхождения
и этнической истории. Минск, 1968.
- Довнар-Запольский М.В. Исследования и статьи.
Т. 1. Этнография и социология, обычное право,
статистика, белорусская письменность. Киев,
1909.
- Довнар-Запольский М.В. Народное хозяйство
Белоруссии 1861-1914 гг. Минск, 1926.
- Довнар-Запольский М.В. СССР по районам. Западный
район (Белорусская ССР и Западная область РСФСР).
М.-Л., 1928.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.
М., 1991. 511 с.
- Карский Е.Ф. Белорусы. Т. 1-3. Варшава, 1903;
М., 1916; Пг., 1921-1922.
- Коялович М.О. Лекции по истории западной России.
М., 1864.
- Крачковский Ю.Ф. Быт западного русского селянина.
(Чтения в Императорском Обществе истории и древностей
российских при Московском университете. 1873.
Кн. 4 [87]) М., 1874.
- Народы
Европейской части СССР. Т. 1 / Под ред. В.А.
Александрова и др.(Академия наук СССР. Институт
этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы мира.
Этнографические очерки / Под общей редакцией
С.П. Толстова). М.: Наука, 1964. 984 с.
- Папков А. Братства. Очерк истории западнорусских
православных братств. М., 1900.
- Севергин В. Записки путешествия по западным
провинциям Российского государства. СПб., 1803.
- Труды Этнографическо-статистической экспедиции
в Западно-Русский край, снаряженной ИРГО. Т.
1-7. СПб., 1872-1877.
- Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка
русского населения Северо-Западного края. Т.
1-3.
- Курс белоруссоведения. Лекции,
читанные в белорусском народном университете
в Москве, летом 1918 года. М., 1918-1920.
- Пичета, В.И. История белорусского народа / В.И. Пичета // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 1 – 86.
- Анучин, Д.Н. К вопросу о белорусской территории / Д.Н. Анучин // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 87 – 100.
- Силич, И.П. Географический очерк Белоруссии / И.П. Силич // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 101 – 125.
- Фортунатов, А.Ф. Из сельскохозяйств. статистики пяти белорусских губ. / А.Ф. Фортунатов // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 126 – 144.
- Чепурковский, Е.М. Антропология белорусов / Е.М. Чепурковский // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 145 – 151.
- Янчук, Н.А. Этнографический очерк Белоруссии / Н.А. Янчук // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 152 – 184.
- Расторгуев, П.А. Белорусская речь в ее современном и прошлом состоянии / П.А. Расторгуев // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 185 – 257.
- Жылунович, Д.Ф. Беларуская лiтэратура / Д.Ф. Жылунович // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 258 – 293.
- Силищенский, М.И. К вопросу о методике родиноведения / М.И. Силищенский // Курс белоруссоведения: лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. – М., 1918 – 1920. – С. 294 – 304.
|