РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В БЕЛАРУСИ
На территории современной
Беларуси старообрядцы появились во второй половине
XVII - первой половине XVIII в.
Всего на территории Речи
Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось
до 100 тыс. русских старообрядцев.
Старообрядцы Беларуси не
составляют однородной среды. Здесь сосуществуют
и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих
согласий: два поповских, три беспоповских (поморское,
федосеевское и филиппоновское), много единоверцев.
В дореволюционное время именно
старообрядцы составляли значительную часть (до
1863 г. преимущественное большинство) русского
населения. Наибольшие группы в середине XIX в.
проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском,
Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах.
Около 28% старообрядцев жило в городах.
Сейчас основные места проживания
старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк,
Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы
в основном проживают в Гомельской области.
Важнейшим духовным и организационным
русского старообрядчества на территории Белоруссии
была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали
в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая
вскоре становится центром старообрядчества поповского
(беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка
была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью.
Благодаря компактному расселению,
приверженности своей вере и эндогамным бракам,
они долгое время сохраняли свой традиционный уклад
жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты
в активные ассимиляционные процессы.
В одежде старообрядцев долгое
время сохранялись черты русского костюма. Мужчины
носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку
навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами,
лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой,
зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп.
Костюм, предназначенный для
совершения молитвы, который так и называется "моленный
костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными
атрибутами женского моленного костюма были и остаются
большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие
большую часть фигуры.
Исследователь русских старообрядцев
в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось
бы, яркая и мощная культура автохтонного населения
должна "подмять под себя" культуру пришельцев.
Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем
две культуры, четко противопоставленные друг другу
и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две
культуры с развитым самосознанием. Культурная
рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу
сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально
чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm)
В советский период старообрядчество
в Беларуси претерпевает существенные изменения:
сокращается количество общин, наблюдается отток
верующих, происходит стирание различий между старообрядческими
толками и направлениями.
В настоящее время в республике
имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное
объединение, в которое входят 27 общин поморского
толка и 10 старообрядческих общин разных толков,
действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4).
Издания:
- Абрамов И. Старообрядцы
на Ветке // Живая старина, 1907. № 3.
- Воронцова А.В. О полемике "ветковцев"
с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения
представилей "ветковского" согласия
// Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга.
Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С.
117-126.
- Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические
задачи в рамках комплексных исследований района
старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины
//Из истории фондов научной библиотеки Московского
университета. М., 1978.
- Лилеев М. И. Из
истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-
XVIII вв. Киев, 1895.
- Лилеев М. И. Новые
материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье
в XVII-XVIII вв. Киев, 1893
- Мальцев А. Н. Россия
и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974.
- Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис.
... д-ра филол. наук. Минск, 1974.
- Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом
княжестве литовском: становление древлеправославной
традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm)
- Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в
археографических исследованиях: (Языковые особенности
русского старообрядческого населения) // Русские
письменные и устные традиции и духовная культура.
М., 1982.
|